11:26 

Ключевые особенности в описании внешности персонажа

Lowrens


Каждый писатель по-разному показывает внешность героев. Например, полный, детальный портрет представлен в самом начале романа Толстого "Война и Мир", когда читатель только знакомится с главными героями. Здесь Толстой рисует законченный образ, индивидуальность. Таковы портретные характеристики Пьера, князя Андрея, Наташи. Однако для некоторых отрицательных персонажей такое детальное описание бывает единственным. Например, князя Василия Курагина автор описывает (с некоторой иронией) как старика "в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица" и "надушенной и сияющей лысиной". Или портрет Анны Павловны Шерер – женщины средних лет со "сдержанной улыбкой", "не шедшей к ее отжившим чертам". В дальнейшем эти герои возникают в романе как вспомогательные, второстепенные персонажи, и писатель уже не рисует детально их портреты. Роль портрета в художественном произведении, несомненно, очень велика. Внешнее портретное описание, как правило, многое может сказать о внутреннем содержании человека, его характере. Таким образом, анализ внешних портретных зарисовок дополняет наше представление о герое, делает его полным и законченным. Именно поэтому проблема портрета в литературе всегда была актуальной и привлекала внимание исследователей. Описывая внешность персонажа, вы должны опираться не только на систематические перечисления - фигура, черты лица, цвет волос, жесты, манеры, одежда, но и на особенности литературного описания. Один из наиболее интересных приемов описания внешности персонажей, который применил Толстой,- это характеристика героя другими персонажами. Так, мы видим Наполеона Бонапарта (французского императора) глазами Балашова (русского генерала), а Кутузова (русского главнокомандующего) – глазами крестьянской девочки Малаши. Поэтому оба предстают перед читателем совершенно по-разному: "потолстевшая, короткая фигура" Наполеона "с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный,’ осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди", а Кутузов для нас просто "дедушка".

Основное в разработки внешности — описать нечто особое, яркое, индивидуальное во внешности какого-либо лица. Это особое может быть связано с особенностями манер, походки, выражением глаз и т. п., с особенностями занятий и профессий, с определенным состоянием и особенностями характера личности — со всем тем, что проявляется во внешнем облике человека. Как художник, в отличии от фотографа, стремится изобразить самое существенное, с его точки зрения, в человеке, так и писатель не должен описывать всё, а лишь то, что, по его мнению, характерно для данного лица, составляет его индивидуальность, открывает главное в нем.

В описании персонажа следует руководствоваться выборкой "портретной" лексики.

Лицо: Смуглое, круглое; загорелое; белое как снег; загорелое золотистым загаром; продолговатое; улыбающееся; заросшее щетиной; широкое, большеносое; краснощекое; конопатое; усеянное веснушками.
Глаза, взгляд, взор. Ясный, умный взор; небольшие, темные глаза; бегающие, карие; длинные ресницы; любящий взгляд; прямой добрый взгляд; светлые, добрые, широко расставленные, прищуренные, голубые глаза; испуганные; бутылочного цвета с рыжеватым отливом; пушистые рыжие ресницы.
Брови:Нависшие; сморщенные; тонкие, высокие; белесоватые, насупившиеся; вечно нахмуренные.
Лоб: Белый, как слоновая кость; высокий с двумя буграми.
Улыбка: Расплылась по морщинкам, необычная, смущенная.
Нос: Слегка вздернутый; прямой, с легкой горбинкой.
Волосы: Черноволосые; темно-русые с проседью, густые; русые; белокурые, пепельного цвета; тщательно причесанные; длинные; растрепаны; гладко причесаны; черноголовый; огненно, ярко-рыжие.
Осанка, фигура, рост: Важная осанка; худощавый, стройный; длинный; высокий, толстый; небольшого роста, изящно сложенная, как выточенная; приземистый; худенький; долговязый.
Походка: Медлительная; слегка прихрамывающая; вольготная; прямая; царственная;
Руки:мягкие; грубые;
Одежда: Одевающаяся по моде; в туфлях на босу ногу; пиджак; распахнутый ворот рубашки; измятая фуражка, ботинки не чищены, хлястик оторван...
Общее впечатление, вид, оценка: Приятное (лицо), ослепительная (красота), довольно красивый; ничего не выражающее лицо; недурна собой; выражение лица было просто и кротко, так грустно и так полно детского недоумения перед собственной грустью; отталкивающий вид.

К последнему виду высказываний мы относим описания действий, которые производят люди, когда они выполняют какую-либо работу, занимаются каким-то делом, спортом. Работая над портретом, вы уже в какой-то мере занимались описанием действий, говоря о позе и манерах человека, о том, как он ходит, сидит, стоит. Но эти элементы описаний подчинялись задаче обрисовки портрета какого-либо лица. При описании действий главным объектом внимания становятся действия человека, которые он производит, выполняя какое-либо дело. Конечно, и в этом случае совсем не исключается возможность через описание того, как человек работает или что-то делает, охарактеризовать самого человека. Но в этих описаниях возможны другие задачи, другие замыслы.

Хочу также напомнить вам, что, описывая внешность персонажа, вы можете проводить параллель его облика с событиями, это относится к шрамам и прочим физическим изменениям. При описании иных рас, таких как оборотни и вампиры, следует упомянуть их отличительные особенности. При описание животных, делайте акцент на свойствах, таких как гладкость или мягкость шерсти. Не повторяйте слова в предложениях: "Ее красота была настолько обворожительной, что Джон был сражен обворожительностью этой женщины". Если вы не знаете, каким синонимом заменить какое-либо выражение, воспользуйтесь синонимайзером. Попробуйте создать в образе изюминку с помощью деталей. Иногда в описании хватает лишь одной-двух деталей, подчёркивающих индивидуальность персонажа. Эту деталь можно описать метафорой или метким сравнением, читателем это воспримется гораздо лучше, чем если будут банально упомянуты "голубые глаза" или "тёмные волосы". К примеру, зеленые глаза, могут превратиться в изумруды, а синие - в сапфиры или топазы. В целом, полет фантазии в сравнениях неограничен, разве что они должны быть логичными. Сразу вспоминаются стихи Гребенкина - члена СП -"косы золотистые, словно бирюза".

@темы: Рекомендации

URL
Комментарии
2017-03-08 в 18:10 

Изивика
зоркоглазая умница
Последний абзац - скорее из раздела «Вредные советы». Сравнение глаз и волос с драгоценностями не индивидуально и не метко вот уже лет десять как.

2017-03-08 в 18:47 

Lowrens
Изивика,
Позвольте не согласиться. Все зависит от того, с каким камнем сравнивают. Изумруд, топаз, сапфиры - все это в последнее время слишком затерли.А вот если сравнить зеленые с ярким блеском глаза с молдавитом, синие - с танзанитом, голубые - с ларимаром. С учетом того, как редко эти камни встречаются, сравнение обретет другое звучание. Особенно если вспомнить, что некоторые из этих камней считаются "лекарями". А это уже можно здорово обыграть. Правда, это скорее подсказка для партнеров, а не для игрока, который описывает свои глаза)

URL
2017-03-08 в 21:26 

Изивика
зоркоглазая умница
Пафоса тексту такие сравнения прибавят, психологичности портрету - едва ли. Вся информация, которую они несут, - о том, что автор нередко посещает ювелирные отделы и хорошо знаком с ассортиментом. Можно порадоваться за автора, но персонаж от этого человечнее не станет.

2017-03-08 в 22:09 

Lowrens
Изивика,
Так не описания делаю персонажа человечным, а его действия. (с)
К тому же разве автор не должен так или иначе способствовать нашем развитию. Почему бы в этом случае не открыть вики, не заглянуть и не узнать, что это за камень, с которым он сравнивает глаза. Иногда можно многое интересное таким образом узнать. А будет ли это сравнение выглядеть пафосным или нет - тут уже зависит от умения "творца" использовать могущество русского языка, а не уподобляться авторам строк: "у нее глаза - два бриллианта в три карата". Тут уже не пафосом попахивает, а чем-то совершено иным...))

URL
2017-03-08 в 22:32 

Изивика
зоркоглазая умница
Описания - точно такой же инструмент характеристики персонажа, как и действия (см. первый абзац исходного поста). Нужны ли в тексте описания, не выполняющие свою функцию?
Впрочем, один случай, когда "драгоценные" сравнения уместны, есть. В русской литературной традиции сравнение деталей внешности героя с неодушевлёнными предметами символизирует бездушие. Так что, если требуется описать внешне привлекательного, но внутренне пустого типа, можно и такой вариант рассмотреть.

2017-03-08 в 23:22 

Lowrens
Традиции иногда меняются. У каждого автора есть свои методы описания персонажа.Вне зависимости от того, какие средства для этого использовались, если ему удалось сделать сделать описание ярким и наглядным, то нам остается лишь восхищаться, запоминать и учиться)

URL
   

Любовники Смерти: Эпоха перемен

главная